mdmx (mdmx) wrote,
mdmx
mdmx

Нефтяники - Запомни: Пайпер-Альфа

http://lurkmore.to/_/198558#mws_GiXoZm0

Морские добычные платформы по традиции называют по имени месторождения, добавляя сзади порядковую букву. А буквы, опять же по традиции, произносят стандартным морским радиокодом: «Альфа», «Браво», «Чарли», «Дельта», и так далее. Итак, первая платформа нефтегазового месторождения «Дудочник». Не тот весёлый парень с флейтой, которому не заплатили за крыс, а просто весёлый шотландский дядька с волынкой. К моменту взрыва, «Пайпер-Альфа» находилась уже в зрелом возрасте. Первая платформа на месторождении, она была установлена в море в 1975 году. Сначала платформа добывала только нефть, а попутный газ пускала на факел. С начала восьмидесятых англичане просекли, что национальное достояние буквально вылетает в трубу, а в Ливерпуле дети мёрзнут. Платформу стали спешно переоборудовать под перекачку газа на берег.

Примерно в полдень 6 июля 1988 года подрядчики сняли для ремонта аварийный задвижку с Насоса «А» для перекачки конденсата. Заместо задвижки, чтоб не налилась суровая морская пена, поставили пластину, а болты на фланце не затягивали, так как планировали вышедшую их строя хрень быстро починить и тут же прикрутить назад. До шести вечера починить хрень не удалось. Почувствовав себя букашкой, старший подрядчик моментально изготовил волшебное заклинание, что Насос «А» неработоспособен, превратился обратно в Человека Дневной Смены и с чистой совестью отправился ужинать и отдыхать. Попутешествовав по платформе, акт несоответствия приземлился у кого-то на пульте. Уже после аварии, всё сгорело, и никакой бумажки, конечно же, не нашли.
К вечеру сильно похолодало, что в Северном море бывает ВНЕЗАПНО почти что каждый вечер. В 21:45 Насос «В» сообщил Нефтянику, что без поддержки партнёра, Насоса «А», ну никак невмочь. Нефтяник поискал, что там у нас по Насосу «А» — и нашёл! Только не акт несоответствия, а заявку на ремонт задвижки, с отметкой «приступили». Ну раз есть отметка, значит, насос в порядке. Там чинить-то на пол-смены. В 21:55 Нефтяник гордо повернул рукоятку на пульте и тут же где-то рядом гордо прозвучала о палубу слетевшая с фланца пластина. Ещё через несколько секунд — вылетающий из фланца газ гордо загорелся. Нефтяники в пультовой взяли свои судьбы в соответствующие руки и в 22:04 гордо сделали ноги из производственного модуля. ИЧСХ все остались живы.

Как положено, на «Пайпер-Альфа» была автоматическая система пожаротушения. Датчики сработали и послали команду на запуск дизель-насосов. Тут бы и сказочке конец, но ВНЕЗАПНО оказалось, что в блоке аварийных насосов ручка была поставлена на «Ручной Запуск». Днём возле ног платформы работали водолазы, и им было как-то западло вдруг оказаться в водозаборе. Водолазы отработали, а ручку в положение «Автоматический Запуск» наши Нефтяники перевести забыли. Несколько позже, два героя, одевшись в люминь, отправились через полыхающий ад в помещение аварийных насосов, чтобы повернуть забытую ручку. Они были среди тех, кого вообще не нашли.

Тут надо сказать, что к платформе «Пайпер-Альфа» было проложено ещё две трубы: с платформ «Тартан-Альфа» и «Клеймор-Альфа». Когда на «Пайпер-Альфа» начался пожар, на «Тартан» и «Клеймор» позвонили, и попросили вырубить газ. Закрыть задвижки трубопроводов на самой «Пайпер-Альфа» уже не было никакой возможности. Гордые Нефтяники на соседних месторождениях… отказались. Приказа с берега нет. Какое мы, нафиг, право имеем тормозить добычу? Приказа всё не поступало — ночь же! Газ не вырубили до тех пор, пока горящую как олимпийский огонь «Пайпер-Альфа» не снесло вообще нафиг. Представляете, сколько газа пролетает через трубу внутренним диаметром 400 мм при давлении 120 очков? Ага: от 15 до 25 тонн газа каждую секунду. Взрывы были соответствующие.

В 22:30 горящую платформу пошло брать на абордаж самое большое в мире противопожарное судно: переделанное из старой буровой платформы «Тарос». Пока смелые моряки «Тароса» и вспомогательных судов обрушивали на платформу по сто двадцать тонн морской воды в секунду, Нефтяники «Тартана» и «Клеймора» продолжали подавать в огонь свежий газ. Угадайте, кто победил.

Работники платформы разделились на послушных и непослушных. Послушные послушно сидели в задымлённой столовой и ждали пока их спасут. Менегеры довольно резонно указывали, что прыгать с тридцати метров в ледяную воду есть верный «Титаник». В 23:50 весь модуль «D», со столовой и послушными рухнул и ушёл под воду. Несколько ранее непослушные Нефтяники наплевали на менегеров и попрыгали. Около десяти человек разбились о воду и элементы конструкции платформы, но 62 были спасены. Когда вокруг уже летают спасательные вертолёты Королевских ВВС и плотно плавают ходят спасательные катера, прыжок в холодную воду — это не сахар, но всё-таки и не совсем «Титаник».

167 человек погибли, в том числе два моряка со вспомогательного судна «Сандхевен».
В Великобритании по мотивам трагедии был выпущен очень годный документальный фильм для работников нефтяных платформ: «Remember Piper-Alpha». Основная идея: правила для того, чтобы их исполнять, а голова для того, чтобы ею думать. Если правилами только подпирают двери, а головою — только едят, то выходит как попало.
Tags: интересное, история, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments